|
Управление своим мозгом
Я бы хотел, чтобы вы попробовали несколько очень простых экспериментов
- чтобы немножко поучить вас тому, как можно научиться управлять
собственным мозгом.
Подумайте о событии из прошлого, которое было очень приятным, --
возможно, о том, о котором вы давно не вспоминали. Задержитесь на мгновение,
чтобы вернуться к этому воспоминанию, - и убедитесь, что вы видите то, что
видели, когда это приятное событие совершалось. Можете закрыть глаза, если
так проще.
Я хочу, чтобы, глядя на это приятное воспоминание, вы изменили яркость
изображения и отметили, как изменяются в ответ ваши чувства. Сначала делайте
его все ярче и ярче. Теперь делайте его все более и более тусклым, пока вы
едва сможете различить его.Теперь снова сделайте его ярче.
Как это меняет ваше самочувствие? Всегда есть исключения, но для
большинства из вас, если вы сделаете картину ярче, - ощущения усилятся.
Увеличение яркости обычно увеличивает интенсивность ощущений, а уменьшение
яркости - обычно наоборот.
Сколь многие из вас когда-либо думали о возможности намеренно изменять
яркость внутреннего образа, чтобы иначе чувствовать себя? Большинство из вас
просто позволяют своему мозгу беспорядочно показывать вам любую картину на
его выбор - а вы в ответ хорошо или плохо себя чувствуете.
Теперь подумайте о неприятном воспоминании: что-то такое, о чем вы
думаете, - и это вызывает у вас неприятные эмоции. Теперь делайте картину
все более и более тусклой. Если вы достаточно сильно убавите яркость, она
больше не будет вам досаждать.
Яркость - одна из "субмодальностей" зрительной модальности.
Субмодальности - это универсальные элементы, которые можно использовать для
изменения любого зрительного образа, независимо от содержания. У слуховой и
кинестетической модальностей тоже есть субмодальности; но мы пока поиграем
со зрительными.
Яркость - это лишь один из многих параметров, которые можно
варьировать. Прежде чем мы перейдем к другим, я хочу поговорить об
исключениях из правил обычного воздействия яркости. Если вы сделаете картину
такой яркой, что она смоет детали и станет почти белой, - это скорее
снизит, нежели увеличит интенсивность ваших ощущений. В верхнем экстремуме
связь обычно теряется. У некоторых людей связь в большинстве ситуаций
обратная, так что увеличение яркости снижает интенсивность их ощущений.
Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная картина
- это свет свечи, или сумерки, или закат солнца, то часть ее особого
очарования связана с тусклостью; если вы сделаете изображение ярче, ощущения
могут ослабнуть. С другой стороны, если вы вспомнили случай, когда вы
боялись темноты, то страх может быть связан с невозможностью увидеть, что
там находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там ничего
нет, - страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что исключения есть
всегда, и когда вы их исследуете, в них тоже появляется смысл. Какова бы ни
была связь, вы можете использовать эту информацию, чтобы изменить свои
переживания.
А теперь вы можете продолжить эксперимент с варьированием других
зрительных элементов, чтобы выяснить, как можно сознательно изменять их для
воздействия на вашу реакцию. Вы можете менять:
перспективу (точку зрения),
размер,
баланс цветов или оттенков,
очертания,
расположение,
расстояние,
фокус,
длительность,
движение (слайд-фильм) и т.д.
Вы чувствуете себя по-другому? Можете проделывать это в любое время!
Я поражаюсь тому, что некоторые делают это в точности наоборот.
Подумайте, на что была бы похожа ваша жизнь, если бы все свои приятные
переживания вы вспоминали как мутные, отдаленные, расплывчатые, черно-белые
фотоснимки, зато все неприятные - как ярко-цветные, близкие, панорамные,
трехмерные фильмы. Отличный способ впасть в депрессию и думать, что жизнь не
стоит того, чтобы ее проживать. У всех нас есть хорошие и плохие
переживания; вся разница часто в том, как мы их вспоминаем.
По книге Р. Бендлера "Используйте свой мозг для изменений"
Статьи
Книги по НЛП
Обучение НЛП
|